Национальная гордость: путешествие на Байкал

Добраться до самого чистого озера планеты Байкал задача не из простых, и дело тут не во времени, а в деньгах. Стоимость поездки зачастую можно приравнять к поездке в Европу, но этого того стоит.

Понаблюдать за подводной жизнью через кристально чистую воду, набравшись мужества, нырнуть в залив, полакомиться омулем, запить чаем с чабрецом, послушать стук колес на Кругобайкальской железной дороге, с ветерком прокатиться до Ольхона и повязать свою счастливую ленточку этнографическая экспедиция по просторам Родины одно из самых увлекательных и душещипательных путешествий, какое только можно совершить. Хватило бы сил насладиться всеми красотами с чувством, с толком, с расстановкой.

Когда ехать
Горячий сезон на Байкале открывается в середине июня и заканчивается в конце сентября. Туристический пик приходится на июль-август, тогда же цены на экскурсии и проживание завышают как минимум в два раза.
Если хочется насладиться красотой природы без лишнего шума и растрат, если вы не любите, когда фотографии берега портит кавалерия палаток, если мечтаете отлично порыбачить на ленка, окуня, щуку и хариуса, посмотреть золотую осень да пособирать грибов, стоит ехать в сентябре. В любом случае, вода в Байкале холодная для купания даже летом, так что можно не бояться пропустить пляжный сезон. Желающие могут приехать и в октябре, но можно попасть в сезон пронзительных ветров.

Где селиться
Летом на Байкале можно попасть впросак. Местные предприниматели продают неблагоустроенные номера по цене приличной гостиницы, так что случается здорово расстроиться по приезду. Избежать недоразумений можно двумя способами: понадеяться на себя, взять палатку и почувствовать всю прелесть кочевой жизни или потратить какое-то время на поиск лучших вариантов и внимательно ознакомиться с описанием номеров, услуг и цен.

Лучшие варианты на июль-август подчистую раскупают еще в апреле-мае это плохая новость. Хорошая, что если лень разбираться в рынке байкальской недвижимости, можно переложить это на плечи туристического агентства: как правило, если вы покупаете тур, в него уже входит комната в отеле средней руки.

Те, кто отправляются в круиз по дальним уголкам или заповедным местам, скорее всего почувствуют всю прелесть ночевок на борту корабля: крошечная каюта, туалет и душ один на коридор почти как в поезде, разве что колеса не стучат да укачивает посильней.

Что пробовать
По возвращении домой у прилежного туриста от одного только упоминания Байкала должно начаться обильное слюноотделение: кушают здесь обильно и очень вкусно. Многие блюда классические бурятские рецепты. Взять те же позы родственники кавказских хинкали, приготовленные на пару вовремя остановиться и выйти из-за стола с легким чувством голода просто невозможно.

А как распробуете, тут и понеслось: убсун и хирмаса, ореомог и хиимэ всего и побольше, да главное запоминать, что как называлось, пригодится хвастануть перед друзьями.
Ни один день на Байкале не должен проходить без омуля, его продают в каждой лавке, а в поселках можно купить рыбку прямо с коптильни. В ресторанах помимо копченого омуля можно пробовать печеный, соленый и вяленый, а также котлеты из омуля, уху и загудай салат с сырой рыбой, перцем и маслом.

Пьют на Байкале зеленый чай с молоком (это по бурятской традиции) да водку (это досталось от рыбаков и лесников). К чаю вприкуску подают джемы, варенья из свежих ягод, мед и кедровые шишки в общем, все, что может только пожелать сладкоежская русская душа.

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)
И вот расступаются горы,
Уходят гряда за грядой,
Зеленый глазок семафора Над синей байкальской водой. Дежурный, давай отправление!
Пусть ветер свистит и поет Нам по сердцу скорость движенья,
Сквозного движения вперед.

(Ю. Левитанский)

Покружить по КБЖД стоит ради зрелищ это лучший способ осмотреть всю береговую линию, проникнуться размахом строительства и гениальными архитектурными решениями. Проехать через 38 тоннелей, 15 каменных галерей, 248 мостов и 268 подпорных стен и все за один день. Другой такой насыщенной трассы нет не то что в России, во всем мире-то всего несколько.

Труд каторжников и иностранных наемников действительно впечатляет: едешь, и в голове не укладывается, как можно построить трассу через такую скалистую и изрезанную береговую линию всего за несколько лет. Жаль только, что после проделанной работы стало ясно, что дешевле проложить горный перевал от Слюдянки до Иркутска, чем поддерживать и реставрировать дорогу вдоль озера. А потом рухнула и последняя надежда на достройку КБЖД затоплена Иркутская ГЭС. Так и образовался путь в никуда, который, правда, оказался настолько хорош, что даже начал привлекать туристов.

Экскурсии
Если в запасе есть пара-тройка дней, можно начать с исследования городов на обратном пути после очаровательного Байкала на них не хватит сил. В Иркутске стоит заглянуть в Байкальский музей, посмотреть на сообразительных тюленей в нерпинарии, прогуляться по ледоколу «Ангара», который принимал участие в строительства КБЖД, и присмотреться к камушкам в Минералогическом музее. Если доберетесь до Листвянки, первым делом исследовать главный этнографический музей Сибири «Тальцы» с поселениями русских крестьян, казаков, бурятов и эвенков.

Добавить комментарий