Имя Антонио Гауди настолько на слуху, что порой кажется, как минимум всю Барселону, если не Испанию, построил именно он. Тем временем все архитектурное наследие Гауди восемнадцать сооружений, и все они находятся в Испании. Четырнадцать в Каталонии, двенадцать в Барселоне.
Двенадцать работ на большой город не много, но Гауди задал планку, уровень. Семь работ архитектора в Барселоне и ее окрестностях включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО: парк Гуэля, дворец Гуэля, Каса Мила, Каса Висенс, работа Гауди на фасаде Рождества и склеп собора Саграда Фамилиа, Каса Батльо, склеп колонии Гуэль.
Если подходить формально, то Гауди автор провинциальный: он почти не покидал свой город и провинцию, отказывался говорить по-испански, вплоть до того, что объяснялся с рабочими, не владеющими каталонским наречием, через переводчика. Стиль, в котором работал архитектор, модерн, был к тому времени повсеместно распространен, и говорить о том, что Гауди был его родоначальником, не стоит. Плавность, обтекаемость, яркие цвета, мозаика, отсутствие острых углов все то, с чем мы ассоциируем работы Гауди характерно для архитектуры модерна в целом. На разных этапах архитектор увлекался всеми национальными испанскими архитектурными стилями. В чем секрет мировой популярности творений архитектора и что же в них особенного?
Гауди показал, что здания можно не строить и конструировать, а ваять и выращивать. Творческий метод Гауди весьма своеобразен. Он относился к зданиям, как к живым организмам. Он не следовал, как принято, разработанному плану дома; архитектор работал без инженеров-проектировщиков, интуитивно. Сооружение менялось на ходу. Помощники хватались за головы, и архитектору приходилось прилагать немало усилий, чтобы реализовать невероятные замыслы.
Гауди одухотворил, оживил стиль, и его дома воспринимаются не как конструкции, а как часть природы. На достижение этого эффекта работает и концепция труда архитектора, на которую Гауди вдохновил теоретик Джон Рескин. Согласно этой концепции, зодчий обязан быть и живописцем, и скульптором. Каждая работа Гауди гармоничный синтетический организм, переплетение конструкций, пластики и цвета.
Гауди по праву можно назвать отцом бионики в архитектуре. Если упростить, бионика это изучение и применение принципов строения животных и растений. Яркий пример архитектурно-строительной бионики полная аналогия строения стеблей злаков и современных высотных сооружений. Стебли злаковых растений способны выдерживать большие нагрузки и при этом не ломаться под тяжестью соцветия. Если ветер пригибает их к земле, они быстро восстанавливают вертикальное положение.
Большинство человеческих изобретений уже «запатентовано» природой. Можно встретить покрытия зданий, сходные с поверхностями раковин моллюсков, купола, повторяющие контуры скорлупы птичьего яйца, решетчатые структуры, происходящие из переплетений ветвей в лесу или скелетных остовов кораллов. В этих заимствованиях форм сказались не только поиск новых средств выразительности, но и ряд вопросов, относящихся к области техники.
Бионическая архитектура гармонична, потому что, как и в природе, ключевым моментом в ней является взаимодействие формы и функции. Функция архитектуры удовлетворение определенных потребностей человека, и именно к нему обращается бионическая архитектура. В первую очередь, это удобные, гармоничные, надежные пространства человеческой жизнедеятельности.
Тезис ярко иллюстрирует факт из творческой биографии Гауди: проектируя форму скамей для парка Гуэль, мастер добивался ее идеальной слитности с естественной позой человеческого тела. Для этого обнаженную модель усаживали в еще не застывшую заготовку формы сиденья, чтобы потом ориентироваться на точный оттиск фигуры.